Плотность железнодорожных путей общего пользования по регионам России в 2020 году
Размещение железнодорожной сети по территории страны крайне неравномерно, что связано с различиями в расселении населения, уровне и типе хозяйственного использования разных территорий.
По суммарной протяженности железных дорог общего пользования, которая составляет 87 020 км, Россия находится на третьем месте в мире после США и Китая. Но средняя их плотность крайне невысокая и составляет всего 51 км на 10 тыс. км² территории.
Наиболее густая и разветвленная сеть железных дорог находится в европейской части страны, исключая Северный экономический район. Её характерной особенностью является радиально-кольцевая конфигурация наиболее значимых маршрутов с центром в московском железнодорожном узле, откуда отходят магистрали в направлении Санкт-Петербурга, Казани, Самары, Минска и других городов.
Список федеральных округов по плотности ж/д сети до Урала (км путей на 10 тыс. км² территории):
- Центральный федеральный округ — 261;
- Южный федеральный округ — 165;
- Приволжский федеральный округ — 142;
- Северо-Кавказский федеральный округ — 123,3;
- Северо-Западный федеральный округ — 78.
При этом на уровне регионов разброс значений показателя существенно больше. Самая высокая плотность железнодорожных путей характерна для Санкт-Петербурга — 3082 км и Москвы — 1921 км, а также для Московской области — 490 км и Калининградской области — 442 км.
За Уралом плотность ж/д сети значительно ниже, основная часть железных дорог находится на юге, и, в основном, они имеют широтную направленность с малой разветвленностью.
Список федеральных округов по плотности ж/д сети от Урала (км путей на 10 тыс. км² территории):
- Уральский федеральный округ — 46,8;
- Сибирский федеральный округ — 25;
- Дальневосточный федеральный округ — 18.
Железнодорожный комплекс имеет особое стратегическое значение для России. Он является связующим звеном единой экономической системы, обеспечивает стабильную деятельность промышленных предприятий, своевременный подвоз жизненно важных грузов в самые отдаленные уголки страны, а также является самым доступным транспортом для миллионов граждан.
Источник данных: Росстат РЖД