Дата публикации: 17.08.2021 в 09:39

Проект канала "Евразия"

Канал Евразия

Российская Федерация обладает особым географическим положением и невероятным транзитным потенциалом, что приводит к постепенной реализации гигантских инфраструктурных и логистических проектов. Это позволяет связывать воедино разные регионы страны и другие государства между собой. Канал "Евразия" является одним из предложенных мегапроектов, задача которого состоит в соединении Каспийского моря и Азово-Черноморского бассейна. Его строительство позволило бы существенно сократить протяженность маршрута, который на данный момент проходит через Волго-Донской канал, увеличить пропускную способность грузов в этом регионе.


Идея подобного проекта не нова, первые предложения на эту тему высказывались еще 600 лет назад при султане Селиме II. Непосредственные работы по созданию канала в регионе велись СССР в 1920-30-х годах, когда началось строительство Манычского канала. Предполагалось построить пять водохранилищ, заполнявшихся водами кавказских рек, и шлюзованный судоходный канал. Одновременно должны были быть сооружены каналы для переброски кубанской, терской и кумской воды: Невинномысский, Терско-Кумский и Кумо-Манычский каналы. Были построены плотины первых трех водохранилищ, но их заполнение началось только после войны, когда завершилось строительство Невинномысского канала. К этому времени от идеи создания полноценного судоходного канала между морями уже отказались, так как выяснилось, что для его успешного функционирования воды все равно не хватит, даже с учетом забора части стока кавказских рек. И тогда Азовское и Каспийское моря, а точнее впадающие в них реки (Дон и Волгу), соединили Волго-Донским судоходным каналом.


В XXI веке данная идея вновь начала активно обсуждаться и даже вышла на межгосударственный уровень. В реализации проекта канала заинтересованы Казахстан, Иран, Азербайджан и даже Китай. Для Ирана, который находится в непростых отношениях со странами Запада и Ближнего Востока, существенно упростятся вопросы экспорта своих товаров в другие страны. Казахстан и Азербайджан получат полноценный выход в Мировой океан, а Китай — еще один вариант реализации стратегии "Один пояс, один путь". Если канал "Евразия" все же будет построен, то он окажется примерно в 4,5 раза длиннее Суэцкого канала и в 9 раз длиннее Панамского. Значительная часть маршрута должна пройти по Кумо-Манычской впадине, что снизит затраты на создание данного сооружения. Оценки стоимости проекта разнятся в зависимости от его окончательных характеристик, достигая отметки в 25 млрд долл., а срок окупаемости — до 25 лет.


Необходимость его реализации вытекает из скромных возможностей Волго-Донского канала по росту грузопотока. При этом регион Закавказья и Центральной Азии отличается быстрым увеличением населения и размеров национальных экономик, которым требуются серьезные транзитные маршруты для осуществления поставок своих товаров на международные рынки.


Противники проекта указывают на проблемы, связанные с нехваткой воды для заполнения канала, возможным засолением и подтоплением прилегающих территорий, обмелением Дона, нарушением природного баланса нескольких заказников и заповедников, находящихся в непосредственной зоне канала, а также на возможное изменение биосферы Каспийского, Азовского и Черного морей.



Источник данных: Кавказский Узел