Экономические карты

Нажмите на изображение для открытия в полном размере

Эксперты Heritage Foundation определяют экономическую свободу как «отсутствие правительственного вмешательства или воспрепятствования производству, распределению и потреблению товаров и услуг, за исключением необходимой гражданам защиты и поддержки свободы как таковой». Индекс экономической свободы базируется на 10 индексах, измеряемых по шкале от 0 до 100, при этом показатель 100 соответствует максимальной свободе, а 0, соответственно, минимальной.
Индексы экономической свободы:
- Свобода бизнеса;
- Свобода торговли;
- Налоговая свобода;
- Свобода от правительства;
- Денежная свобода;
- Свобода инвестиций;
- Финансовая свобода;
- Защита прав собственности;
- Свобода от коррупции;
- Свобода трудовых отношений.

Вес каждого из 10 факторов считается одинаковым, поэтому итоговый индекс представляет собой среднее арифметическое из показателей. По мнению авторов индекса, экономическое развитие страны прямо связано с динамикой этого индекса.
Все страны по этому индексу делятся на следующие группы:
- свободные — с показателем 80−100;
- в основном свободные — с показателем 70−79,9;
- умеренно свободные — с показателем 60−69,9;
- в основном несвободные — с показателем 50−59,9;
- деспотичные — с показателем 0−49,9.
В 2020 году к свободным странам относились Сингапур, Гонконг (САР Китая), Новая Зеландия, Австралия, Швейцария, Ирландия.

Источник данных: The Heritage Foundation

Нажмите на изображение для открытия в полном размере

В подсчет данного показателя Росстат с 2010 года включает эксплуатационные автобусы (собственные, арендованные, приобретенные по договору лизинга и т.п.), привлеченные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями (включая субъекты малого предпринимательства), осуществляющими перевозку пассажиров автобусами по регулярным маршрутам.
На конец 2018 года в России на 100 000 человек приходилось 114 автобусов общего пользования. Республика Адыгея (345 шт.), Республика Северная Осетия (295 шт.) и Республика Бурятия (256 шт.) являлись регионами с наибольшими значениями рассмотренного показателя. Республика Ингушетия (41 шт.), Республика Алтай (50 шт.) и Республика Татарстан (62 шт.) - субъекты с наименьшим количеством автобусов общего пользования в расчете на 100 000 человек населения.
Значение показателя в целом по России с 2010 по 2018 гг. изменилось незначительно, с 110 до 114 шт. или на 3.6%, но если рассмотреть динамику по отдельным регионам, то разница во многих из них более существенна. Например, максимальный прирост количества автобусов общего пользования на 100 000 человек населения отмечен в Республике Карелия (+295,5%), Республике Марий Эл (+226,9%), Брянской области (+163,5%). В ряде российских регионов, наоборот, произошло уменьшение рассмотренного показателя. Наиболее значительным оно было в Ямало-Ненецком АО (-69,2%), Ханты-Мансийском АО (-58%), Республике Татарстан (-41%) и в Еврейской автономной области (-40.3%).

Источник данных: Росстат

Нажмите на изображение для открытия в полном размере

Плотность железнодорожных путей общего пользования на 2019 год в России составляла 51 км путей на 10000 квадратных километров территории. Самые высокие значения данного показателя в Санкт-Петербурге - 3082 км путей, а также в Москве - 1921 км путей. Среди регионов другого типа лидируют Московская область - 490 км путей, Калининградская область - 442 км путей и Тульская область - 367 км путей.

Источник данных: Росстат

Нажмите на изображение для открытия в полном размере

Торговый баланс - соотношение стоимости товаров, вывезенных какой-либо страной (экспорт) и стоимостью товаров, ввезённых в неё (импорт) за определённый период времени. Разница между экспортом и импортом называется торговое сальдо, которое может быть положительным или отрицательным. При положительном торговом сальдо вывоз своих товаров в другие страны превышает объем ввоза иностранных, а при отрицательном, соответственно, наоборот. Подсчет показателя ведется в денежном эквиваленте, т.е. товарный объём переводится в денежный.
На 2019 год наибольшее положительное сальдо торговли наблюдалось в Анголе - 29482 млн долл., следом шли Нигерия - 7199 млн долл. и Гана - 6328 млн долл. Наибольшее отрицательное сальдо торговли было зафиксировано в Египте - -48025 млн долл., а также в Марокко - -21747 млн долл.

Источник данных: ООН

Нажмите на изображение для открытия в полном размере

Индекс эффективности логистики (Logistics Performance Index, LPI) — индекс Всемирного банка, рассматривающий легкость осуществления поставок товаров и состояние торговой логистики на национальном и международном уровне.

Основными составляющими LPI являются оценки эффективности работы таможенных органов, состояния инфраструктуры, легкости организации международных перевозок, качества логистики и логистических компетенций, а также возможности отслеживания движения грузов на протяжении всей цепочки поставок и своевременности (соблюдения сроков) их доставки.

Самые высокие места в регионе занимали Германия, Швеция и Бельгия с показателем индекса 4.2, 4.05, 4.04 соответственно. Это первые места не только в Европе, но и во всем мире. Для России значение индекса эффективности логистики составило 2.76.

Источник данных: Всемирный Банк

Нажмите на изображение для открытия в полном размере

Геотермальная энергетика — направление энергетики, основанное на использовании тепловой энергии недр Земли для производства электрической энергии на геотермальных электростанциях, или непосредственно, для отопления или горячего водоснабжения. Обычно относится к альтернативным источникам энергии, использующим возобновляемые энергетические ресурсы.
В 2019 году геотермальная энергетика присутствовала в 16 странах мира (по данным источника). Наибольшие показатели выработки электроэнергии в США - 16.01 млрд кВт/ч, а также на Филиппинах - 10.69 млрд кВт/ч. В России выработка геотермальной энергии также осуществляется, в 2019 году она составила 0.42 млрд кВт/ч.

Источник данных: The Global Economy

Нажмите на изображение для открытия в полном размере

В 2019 году средний уровень безработицы среди стран африканского континента составил 8.26% (среднемировое значение находилось на уровне 5.4%). Самые высокие показатели наблюдались в ЮАР - 28.2%, в Лесото - 23.4% и в Эсватини - 22.1%, а самые маленькие в Нигере - 0.5%, в Руанде - 1% и в Бурунди - 1.4%.
Необходимо отметить, что безработными считается только та часть рабочей силы, которая не имеет работы, но готова к ней и ищет её.

Источник данных: Всемирный Банк

Нажмите на изображение для открытия в полном размере

По данным портала Trading Economics в октябре 2020 года наибольшая цена* бензина была в Нидерландах - 146.65 руб., в Дании - 137.33 руб. и в Италии - 137.33 руб. Самые низкие цены на бензин зафиксированы в России - 47.33 руб., в Беларуси - 53.54 руб. и на Украине - 62.85 руб.
*В источнике цена указана в долларах, при составлении карты она была переведена в рубли по курсу $1 = 77.59 руб.

Источник данных: Trading Economics

Нажмите на изображение для открытия в полном размере

Уран используют в атомной энергетике, при производстве ядерного оружия, при производстве искусственных изотопов, которые применяют в промышленности, а также в медицине и т.д. В 2017 году на 16 представленных на карте стран приходилось более 96% общемировых запасов урана, из них около 30% на Австралию и 14% на Казахстан. Россия занимала 4-е место в мире с показателем 8%, что составило примерно 485600 тонн U.

Источник данных: World Nuclear Association

Нажмите на изображение для открытия в полном размере

Валовой региональный продукт (ВРП) – это основный показатель, который характеризует уровень экономического развития региона. Для его расчета в статистике используются показатели «выпуск товаров и услуг» и «промежуточное потребление».

Выпуск товаров и услуг – это суммарная стоимость всех товаров и услуг, произведенных или оказанных всеми хозяйствующими субъектами региона, то есть юридическими лицами, их филиалами и территориально-обособленными подразделениями, а также индивидуальными предпринимателями, в отчётном периоде.

Промежуточное потребление состоит из стоимости тех товаров и услуг, которые полностью использованы хозяйствующими субъектами в процессе производства других товаров и услуг в отчётном периоде.

Валовая добавленная стоимость рассчитывается по каждому виду экономической деятельности как разность между выпуском товаров и услуг и промежуточным потреблением.

Валовой региональный продукт представляет собой сумму валовых добавленных стоимостей, созданных всеми хозяйствующими субъектами региона по всем видам экономической деятельности.

Валовой региональный продукт является одной из составных частей Валового внутреннего продукта России (ВВП).

Источник данных: Росстат

Загрузить еще